Дистанционное продление сертификата ЭП

Любой сертификат электронной подписи имеет определенный срок действия, после истечения которого подпись становится недействительной. Чтобы продолжить использовать свою подпись, необходимо продлить ее. Это можно сделать несколькими способами. Наиболее удобным является дистанционное продление сертификата ЭП. Однако, оно возможно только если на данный момент вы имеете действующую подпись. В данной статье подробнее расскажем, как продлить срок действия сертификата электронной подписи удаленно.

Продлить подпись это значит перевыпустить ее?

Любое действие, описывающее выпуск новой электронной подписи вместо старой, подходит для характеристики процесса продления подписи. То есть можно говорить о перевыпуске подписи, обновлении сертификата ЭП или о его продлении, и все это будет обозначить одно и то же.

Наиболее популярный вид сертификатов ЭП- квалифицированная электронная подпись, поэтому мы детально разберем процесс перевыпуск именно КЭП. Однако, данный алгоритм также применим к другим вариантам.

Сколько действителен сертификат ЭП

В связи с тем, что период работы закрытого ключа электронной подписи не безграничен и имеет конкретные временные рамки, не получится выпустить подпись один раз и использовать ее вечно. Все онлайн-подписи имеют ограничения по времени. Сколько будет действовать тот или иной сертификат зависит от его типа, а также от Удостоверяющего Центра, в котором он был выпущен.

Наиболее распространены форматы подписей на один год или на 15 месяцев. Например, второй вариант всегда применяется при выпуске электронной подписи для налоговой. Некоторые удостоверяющие центры, например УЦ группы компаний «Контур», предлагают своим пользователям выпуск сертификата на любой удобный срок в интервале от 3 до 15 месяцев.

По истечении срока действия электронной подписи, ее владельцу придется выпустить новый сертификат. Как правило, сотрудники УЦ заблаговременно предупреждают владельцев электронных подписей о приближающемся к концу сроке действия сертификата. Тем не менее, мы рекомендуем самостоятельно регулярно проверять, сколько еще будет действовать ваша подпись. Это позволит избежать ситуаций, когда вы пропустили оповещение от сотрудников УЦ, ваш сертификат просрочился и теперь нужно срочно выпускать новый.

Если подойти к вопросу обновления электронной подписи заблаговременно, на это можно затратить гораздо меньше времени и усилий. Так, при наличии действующего сертификата ЭП, вы сможете выпустить новый дистанционно, из любого удобного места. Это возможно благодаря возможности заверения документации действующим сертификатом.

Как можно узнать, сколько еще будет действовать подпись

Каждый владелец онлайн-подписи может самостоятельно узнать, как долго его сертификат ЭП еще может использоваться. Для этого существует несколько способов:

  • В своем личном кабинете удостоверяющего центра. Если вы выпускали сертификат с помощью УЦ, вы всегда можете получить информацию о сроке его действия в своем аккаунте, в разделе данных о действующих подписях.
  • С помощью специальной программы «КриптоПро CSP».  Если у вас установлена данная программа, зайдите в нее через панель управления в пуске и 6найдите необходимый сертификат. В программе содержатся сведения обо всех имеющихся на компьютере сертификатах ЭП, их сроках действия и актуальные реквизиты.
  • В Рутокене. Если вы храните свою подпись на Рутокене, данные о соке действия можно получить в нем же. Зайдите в Рутокен через Пуск, перейдите в панель управления, далее во вкладку сертификатов и найдите интересующий вас.

Когда нужно обновлять сертификат ЭП

Электронную подпись требуется перевыпустить не только по истечении срока действия, но и в ряде других ситуаций:

  • В случае изменения личных данных владельца;
  • При изменении реквизитов организации;
  • В случае поломки или утери USB-токена, где хранится ключ ЭП.

Из перечисленных выше ситуаций, онлайн-продление сертификата возможно только при изменении личных данных владельца. В остальных случаях сначала придется аннулировать текущий сертификат.

Как перевыпустить подпись удаленно

Прежде чем приступить к процедуре обновления сертификата электронной подписи, нужно убедиться в наличии действующего сертификата ЭП с такими же данными владельца и реквизитами, которые будут в новом сертификате, а также токена при необходимости.

Инструкция по обновлению КЭП для физических лиц в системе Контур

Данная инструкция предназначена для сотрудников и физических лиц, использующих электронную подпись в личных целях.

  • За два месяца до истечения срока действия КЭП при авторизации в сервисах Контур появится кнопка для его перевыпуска.
  • Перейдите по ней и произведите оплату за новый сертификат. Альтернативно, можно обратиться в любой офис Контура для получения счета на оплату.
  • После этого откройте заявку на оформление нового сертификата в ЛК УЦ. Заполните заявление на выпуск сертификата.
  • Дождитесь завершения проверки данных (не более пары часов).
  • Подпишите заявление действующим сертификатом, используя «старый» сертификат КЭП с идентичными данными или подпись из Госключа. Также можно получить сертификат курьером. В таком случае, вы сможете лично подписать документы.
  • Выпустите сертификат, выберете подходящее вам место хранения ключей.
  • Затем задайте пароль для ключей и получите расписку о готовности вашего сертификата.

Продлить срок действия КЭП руководителя можно лишь через УЦ налоговой или представителей. Однако, специалисты Контура могут оказать необходимое содействие в подготовке всей необходимой документации и подаче заявки.