Как оформить сертификат электронной подписи дистанционно?
Зачастую для оформления и получения электронной подписи требуется лично посетить удостоверяющий центр для идентификации своей личности. Однако, некоторые виды электронных подписей предусматривают возможность удаленного получения. В данной статье расскажем, как руководитель и физлицо может дистанционно выпустить сертификат ЭП, и в каких случаях сделать это невозможно.
Идентификация личности в процессе выпуска ЭП
Как правило, в большинстве случаев закон обязывает будущего владельца электронной подписи лично посетить удостоверяющий центр для подтверждения своей личности. Специалисты УЦ проверят, отсканируют и занесут в сертификат ваши персональные данные и документы. Также они сфотографируют вас с паспортом и после этого выдадут готовый сертификат.
Такая сложная процедура подтверждения личности необходима, потому что полученная электронная подпись будет иметь полную юридическую значимость, наравне с рукописной подписью владельца. Однако, в ряде случаев, личного посещения УЦ можно избежать.
Дистанционное оформление КЭП становится доступным при условии использования надежных методов идентификации, сопоставимых с личным присутствием и предъявлением паспорта. По закону для онлайн-оформления потребуется заверить запрос на выдачу электронной подписи уже действующим сертификатом КЭП будущего владельца.
Важно отметить, что не каждый УЦ поддерживает возможность онлайн-выпуска подписи. Кроме того, сам процесс выпуска цифровой подписи для глав компаний и для работников различается. Руководителям для этого необходимо взаимодействовать именно с Федеральной налоговой службой или ее официальным представителями, а физлица могут получать подпись в частных УЦ, имеющих соответствующую аккредитацию.
Как дистанционно выпустить сертификат электронной подписи
Есть несколько методов дистанционного выпуска КЭП. Рассмотрим каждый из них подробнее:
Метод первый. Идентификация личности с помощью активного сертификата КЭП
Данный вариант возможен для тех, у кого уже есть сертификат КЭП. Важно, чтобы его срок действия еще был активен на момент выдачи нового сертификата. Также, необходимо, чтобы персональные данные владельца (ФИО, номер СНИЛС и ИНН) новой ЭП совпадали с данными действующей подписи.
Чтобы выпустить сертификат КЭП с помощью УЦ Контура, потребуется следовать следующему алгоритму:
- Оформите заказ на выпуск подписи и оплатите его. Это можно сделать с помощью менеджера по телефону или самостоятельно на официальном сайте. Для подтверждения личности воспользуйтесь услугой выезда специалиста.
- Войдите в личный кабинет УЦ и внесите всю необходимую информацию.
- Дождитесь окончания проверки достоверности предоставленных сведений и получите подтверждение.
- Выберите способ подписания заявления на выпуск сертификата. От выбранного метода будет зависеть возможность удаленного получения сертификата.
- Сформируйте запрос на создание сертификата в личном кабинете.
- Скачайте выданную подпись на специальный носитель (токен) или на личный компьютер.
- После создания подписи, вам придет расписка, подтверждающая его получение. Ее будет необходимо подписать с помощью КЭП, которая была первоначально использована для подтверждения личности или с помощью Госключа.
Метод второй. Идентификация с помощью Госключа
В специальном приложении для телефона под названием «Госключ» граждане могут бесплатно оформить сертификат электронной подписи. Подписание документов будет также производится через это приложение.
Важно отметить, что данные сертификаты имеют менее широкий спектр действия по сравнению с КЭП. Например, Госключ не получится использовать для сдачи отчетности или выполнения других регулярных бизнес-операций.
Однако, при наличии Госключа, есть возможность оформить полноценную квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре Контура. Госключ позволяет дистанционно подтвердить личность своего владельца.
Метод третий. Подтверждение личности с выездом курьера
Данная услуга аналогична очному подтверждению личности в удостоверяющем центре. Только в данном случае сотрудник УЦ приедет к вам самостоятельно за дополнительную плату. Стоимость услуги — 1500 рублей. Выезд курьера доступен не во всех регионах.
Дистанционное оформление КЭП для руководителя
За выпуск квалифицированной электронной подписи для главы компании или предпринимателя отвечает специальный удостоверяющий центр налоговой. Если вы получаете данный вид подписи впервые потребуется личная явка для идентификации личности. Однако, и в этом правиле есть исключения.
Оформить электронную подпись для руководителя организации можно дистанционно, если у вас уже есть активный КЭП руководителя, выданный ФНС. С его помощью можно подтвердить личность будущего владельца подписи в ЛК налогоплательщика или в своем аккаунте удостоверяющего центра Контура.
Процесс онлайн-продления КЭП в Контуре выглядит следующим образом:
- Произведите оплату сертификата КЭП онлайн или с помощью телефонного звонка.
- Подготовьте соответствующее заявление в личном кабинете УЦ, заполнив все необходимые сведения.
- Дождитесь окончания проверки предоставленных сведений.
- Заверьте заявление на выпуск сертификата действующей КЭП ФНС с идентичными данными.
В противном случае, например если срок действия вашей подписи руководителя истек или вы выпускаете свой первый сертификат, вам все же придется лично посетить удостоверяющий центр налоговой или УЦ компании Контура, в котором работает представитель ФНС.